В чем разница между ответственностью перевозчика и страхованием груза?

Время чтения: 4 мин

Зачастую компании перевозчики пренебрегают страхованием своей ответственности при перевозке груза, так как считают, что достаточно застраховать груз, а владельцы грузов думают с точностью наоборот: для чего страховать груз, если компания перевозчик застраховала свою ответственность в надёжной страховой компании.

Давайте разберёмся, в чем различия и взаимозаменяемы ли эти виды страхования.

Итак, обычно можно выделить 4х участников процесса перевозки груза:

  • грузовладелец – тот, кто отправляет груз;
  • экспедитор – тот, кто организует доставку груза;
  • перевозчик – тот, кто везет груз;
  • грузополучатель – тот, кто получает груз.

Упрощенная схема перевозки груза

схема перевозки груза

Грузовладелец находит покупателя товара в любой стране мира. Теперь надо решить, как доставить товар. Грузовладелец находит экспедитора, который берётся за логистическое решение: доставить товар из точки А в точку Б – между грузовладельцем и экспедитором заключается договор транспортной экспедиции. Экспедитор в основном специализируется на одном виде транспортировки – авто, т.е. у него заключены договоры только с автомобильными перевозчиками, но как правило только в своей стране или соседней. Если необходим другой вид транспорта, то экспедитор ищет другого экспедитора, который специализируется по другим странам и другим видам транспортировки. Если у второго экспедитора по какому-либо отрезку пути, за который он взялся, нет возможности самостоятельно привлечь перевозчиков, он может привлечь еще одного экспедитора. Тогда второй экспедитор ищет другого экспедитора, который специализируется по другим странам и другим видам транспортировки и берется доставить груз из точки С через точку Д в точку Б (т.е. один или несколько отрезков пути).

Таким образом риски грузовладельца увеличиваются, т.к. на каждом отрезке может произойти утрата (повреждение) груза по вине любого в этой цепочке (если что-то происходит, то грузовладелец выставляет претензию тому, с кем заключил договор на доставку груза, т.е. первому экспедитору (если виноват не он и не его перевозчик, то экспедитор переадресовывает претензию тому, с кем у него заключен договор и т.д., разбирательства могут быть очень долгими, а груза-то нет…).

Оптимальный вариант избежания рисков потери груза либо ответственности – это страхование каждого участника логистической цепочки. И стоит отметить, что это абсолютно разные виды страхования.

Страхование грузов

Простыми словами, при страховании груза он находится под защитой страховки всё время его доставки из точки А в точку Б, и страховка распространяется на любые повреждения, утрату (гибель) и частичную утрату груза, возникшую не по вине или халатности грузовладельца. При страховании грузов сумма покрытия зачастую отталкивается от фактической стоимости груза, а при страховании ответственности стоит обращать внимание на лимит ответственности и если он ниже стоимости груза, то лучшим решением будет застраховать груз. Опять же, всё зависит от того, что вы собрались перевозить, но если груз дорогостоящий, то пренебрегать страхованием груза очень невыгодно. Одним из немаловажных плюсов страхования груза является и то, что при наступлении страхового случая вам не придётся доказывать вину перевозчика или экспедитора.

Ответственность перевозчика

Страхование ответственности покрывает ответственность за повреждение и утерю перевозимого груза перед третьими лицами, а также расходы на судебные тяжбы. Бытует такое мнение, что в целях минимизации рисков грузовладельцам следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, либо экспедиторам, работающим исключительно с перевозчиками, застраховавшими свою ответственность. Однако тут надо оговориться, что CMR-страхование при наступлении страхового случая не покрывает все убытки, что следует учитывать при доставке дорогостоящих грузов, – ответственность перевозчика имеет ограничения при определенных событиях: природные и погодные условия, а также халатность грузоотправителя (неправильно упакован товар и т.д.). В этом случае застрахованная ответственность перевозчика предполагает только частичное возмещение, и для таких грузов необходимо дополнительное страхование непосредственно груза.

Стоит отметить и стоимость страховки груза, на неё влияет масса факторов, к примеру:

  1. что везём (категория груза);
  2. откуда - куда везём (маршрут от и до);
  3. как везём (упаковка, крепление, охрана, какая машина, тип транспортного средства и т.д.);
  4. стоимость груза;
  5. какую долю убытка готов взять на себя клиент (франшиза) и прочее.

Страхование груза

Страхование ответственности перевозчика

покрытие рисков собственника имущества, но не исполнителя

покрытие рисков исполнителя, т.е. перевозчика, но не заказчика (грузовладельца)

гибкость при выборе рисков (от варианта «все риски» до только гибели груза)

Обязательное наличие наступления ответственности (не обязательно вины)

возможность страхования специфических рисков (форс-мажор)

Возможность покрытия дополнительных расходов исполнителя

страхование «от двери-до двери» включая погрузку – перевозку – перегрузку – временное хранение – выгрузку

страхование с момента полной загрузки до начала выгрузки для перевозчика

страхование груза на любой стадии перевозки

страхование исключительно до начала перевозки

простота урегулирования, минимальные риски отказа в выплате

сложность урегулирования, как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя в связи с необходимостью оформления документов третьей стороной

Когда выгоднее страховать груз, а когда пользоваться страхованием ответственности?

Когда следует страховать груз. Наши рекомендации.

  • перевозки собственным транспортом;
  • в цепочке больше одного перевозчика/экспедитора, наличие перегрузок;
  • перевозка грузов, которые не попадают под лимит 8,33 XDR* за кг брутто. Например, дорогой или легкий груз;
  • высоколиквидные, ходовые для сбыта грузы: бытовая химия, косметика, бытовая техника, табак, алкоголь;
  • оборудование, медикаменты, детское питание, товары, в отношении которых имеются повышенные требования со стороны санстанции, или производимых в рамках лицензионных соглашений и т.п.;
  • проектные грузы – т.е. спецзаказ, доставляемые под конкретный проект;
  • договор поставки (Инкотермс) – предполагает минимальное страховое покрытие по выбору отправителя, например только от пожара или только на случай полной гибели;
  • новый контрагент (есть опасение довезут или нет);
  • грузы, перевозки которых не регулируются КДПГ (личные вещи, почтовые отправления, живые животные – а это черви, рыба, и т.п.);
  • владелец груза не имеет 100% гарантию сохранности груза, даже если есть полис у исполнителя (перевозчика и экспедитора). CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. При повреждении товара в случае форс-мажорных обстоятельств перевозчик и вовсе освобождается от ответственности за ущерб (п. 2 ст. 17 КДПГ).  Доставлялись новые легковые машины общей стоимостью 160 тыс. долларов США. Груз не был застрахован. Во время отдыха водителя на стоянке в автовоз врезался грузовик, в результате чего пять из восьми автомобилей были повреждены. Вины перевозчика нет (автовоз находился в состоянии покоя), поэтому возмещение с его стороны не предусмотрено.

* XDR - СДР (Специальные права заимствования)

Как мы отметили ранее, ответственность перевозчика имеет ограничения при определенных событиях: природные и погодные условия, а также халатность грузоотправителя (неправильно упакован товар и т.д.). В этом случае застрахованная ответственность перевозчика предполагает только частичное возмещение, и для таких грузов необходимо дополнительное страхование непосредственно груза. Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с п. 3 ст. 23 КДПГ, ограничена – она не может превышать 8,33 XDR за 1 кг веса брутто, что составляет примерно 11,17 доллара США. Поэтому при перевозке грузов стоимостью более 11,17 доллара США за 1 кг веса брутто груз необходимо страховать дополнительно. Об этом, как правило, должен заботиться сам грузоотправитель. Кроме того, нередко страховая компания перевозчика признаёт факт причинения ущерба в качестве не страхового случая. Однако, если в документах на груз указано, что он особо ценный и при этом доказана вина перевозчика, то страховая компания оплатит 100% стоимости груза.

Преимущества для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности

Плюсы

Минусы

дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение будет выплачено (особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капитала и стоимость официально числящегося имущества в разы меньше возможного убытка)

для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба

наличие и оплата страхового полиса с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании, т.е. позволяют минимизировать риски работы с возможными мошенниками

при отсутствии вины перевозчика в причинении ущерба (например, груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица), страховое возмещение выплачено не будет

при возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представителем страховой компании (сюрвейером)

при решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством (например, лимит ответственности перевозчика, исходя из веса груза).

Отметим также и страхование гражданской ответственности экспедитора, т.к. деятельность экспедитора всегда связана с определенными рисками. При заключении договора между владельцем груза и экспедитором, последний берёт на себя обязанности по обеспечению надлежащих условий хранения груза и его безопасности, а также его доставке в точку назначения в установленный срок. На плечи экспедитора ложится целый комплекс работ, связанный с:

  • выбором оптимального по стоимости и срокам поставки маршрута;
  • таможенным декларированием груза;
  • выбором перевозчиков;
  • нахождении мест складирования грузов и так далее.

Процесс транспортировки грузов многосоставной, и никто не застрахован от того, что одна из этих составляющих в какой-то момент даст сбой, а в случае такого сбоя, вся ответственность за понесенные убытки ляжет на экспедитора.

Итак, что же выбрать между страхованием ответственностью перевозчика или экспедитора и страхованием груза? На самом деле эти виды отлично дополняют друг друга и оптимальный вариант избежания рисков потери груза – это страхование каждого участника логистической цепочки.

Опубликовано:
12.01.2024
Обновлено:
12.01.2024